Ремонт по ОСАГО

Каждый водитель, попавший в ДТП, сразу вспоминает о том, что у него есть страховка, которая до этого казалась напрасной тратой денег. Обязательное страхование гражданской ответственности предполагает, что страховая компания возместит затраты на ущерб поврежденного автомобиля. С 2017 года это возмещение производится не в денежной форме, а выдается направления на ремонт по ОСАГО в рамках суммы страхования. На первый взгляд, порядок кажется сложным и непонятным, но за 3 года существования механизм устоялся и сегодня вызывает значительно меньше нареканий, чем в первое время.

Как работали старые правила

До 2017 года порядок возмещения был проще. После совершения ДТП участники обращались в страховую компанию и после рассмотрения представленных документов, владелец пострадавшего авто, не являющийся виновником аварии, получал наличными или на карточку денежные средства, которые мог расходовать по своему усмотрению.

Конфликтов между страхователями и страховщиками также было немало. СК старались занизить суммы возмещения, а владельцы авто по ОСАГО настаивали на других суммах, необходимых для ремонта. Широко распространилась практика передачи требований по возмещению третьим лицам, которые выплачивали автолюбителям определенные суммы. Благодаря сильным юристам или сговору с сотрудниками СК эти лица получали максимальные платежи.

Для защиты своих интересов и исключения посредников, страховщики инициировали новый порядок возмещения по ОСАГО.

Изменения в законе об ОСАГО

С 28 апреля 2017 года действуют изменения в ФЗ от 25.04.02 № 40-ФЗ. Данным законом определены основные правила обязательного страхования гражданской ответственности, распространяющиеся на владельцев ТС.

Изменения в законе об ОСАГО

Теперь страховщики обязаны обеспечить ремонт автомобиля, на который оформлен полис ОСАГО, а не выплачивать страховые денежные суммы.  Более подробно порядок расписан в правилах обязательного страхования (№ 431).

Страховые организации обязаны заключать договора с СТО, которые должны принимать к ремонту поврежденные машины по направлению СК. Оплата за такой ремонт производится со счета страховщика на счет ремонтной организации. Все вопросы по срокам и качеству ремонта также решаются со страховой компанией.

Владелец автомобиля должен только доставить свой автомобиль в мастерскую самостоятельно или поручить доставку страховщику. После ремонта он может подписать акт приемки отремонтированного средства или отказаться от его подписания, если качество проведенных работ его не устраивает.

Считается, что при такой организации страховщики не могут существенно занижать стоимость повреждений, так как ремонтники откажутся проводить работы при заведомо недостающей оплате.

Одновременно ограничивается возможность граждан отремонтировать машину неофициально за наличные средства или ремонт сделать самостоятельно.

Когда осуществляется ремонт по ОСАГО, а когда выплата средств

Современные законодательные нормы предполагают, что в большинстве случаев страхователи действует порядок получения направления на ремонт пострадавшей техники, а денежные средства выплачиваются в исключительных случаях. Но таких исключений достаточно много.

Правила проведения ремонта по направлению распространяются на легковые автомобили, принадлежащие гражданам, зарегистрированные на территории России, стоимость ремонт которых не превышает 400 тысяч рублей.

Страховая компания не может отказать в выплате денежного возмещения:

  • на грузовые автомобили;
  • транспорт, согласно договора купли принадлежащий предприятиям;
  • при невозможности восстановить ТС или при стоимости ремонта больше максимальной суммы страхования;
  • при гибели владельца или получении им травм, несовместимых с дальнейшим вождением;
  • гражданам, имеющим инвалидность;
  • страховая компания не имеет договоров со станциями, удовлетворяющими требованиям законодательства;
  • возраст автомобиля менее 2 лет, а поблизости (на расстоянии 50 км) нет дилерского центра или у страховщика нет соглашения с ним;
  • страхователь письменно отказывается от ремонта в тех СТО, которые может предложить страховщик, и приводит обоснование своего отказа.

Договоренность о выдаче денежных средств вместо направления на ремонт может быть достигнута и в других случаях. Но это решается в индивидуальном порядке.

Когда нужна независимая экспертиза

Для определения суммы возмещения необходимо провести оценку повреждений автомобиля. Обычно этим занимаются специалисты страховой компании. Но, если владелец не согласен с определенной суммой, то он может настоять на независимой экспертизе полученного ущерба от ДТП.

Провести такую экспертизу обязана страховая компания за свой счет. Если страховщик отказывает в этой процедуре, то страхователь может заказать ее самостоятельно.

СК не принимает документы независимой экспертизы от пострадавшего, если он сделал это по своей инициативе, не получив отказа. Также не принимаются данные экспертизы, если машина не была предоставлена на осмотр в страховую компанию. Подробно условия проведения оговорены в статье 12 ФЗ № 40.

Куда отправляют на ремонт по ОСАГО в 2020 году

Каждая страховая компания имеет список станций технического обслуживания, с которыми у нее заключено соглашение на проведение ремонта. Количество таких станций может быть самым разным. Перечень предлагается владельцу транспортного средства, и он может выбрать СТО, на которое получит направление на ремонт за счет ОСАГО.

При выборе обычно оцениваются:

  • специализация СТО;
  • ее место нахождения и удаленность;
  • репутация ремонтной базы.

Отказаться от направления на ремонт по ОСАГО в 2020 году можно по нескольким причинам:

  • при заключении договора было сразу указано, на какой станции страховщику ремонтируют машину, и СТО согласно на оплату через страховую компанию;
  • подавая документы на возмещение, владелец транспорта указывает наименование конкретной СТО для ремонта и страховщик не имеет возражений;
  • новый автомобиль (не старше 2 лет) подлежит ремонту дилерским центром, а договора с такой организацией страховщик не имеет.

Во всех случаях направление выдается только при обоюдном согласии СК и страхователя.

Порядок проведения ремонта

Законодательно регулируются только сроки ремонтных работ. Порядок ремонта определяется в зависимости от степени и характера повреждений.

Задача владельца транспортного средства:

  1. получить в СК направление на конкретную станцию;
  2. пригнать автомобиль и передать его и документы техникам;
  3. если машина не на ходу, то ее доставку обязана обеспечить страховая организация;
  4. зафиксировать дату передачи;
  5. узнать приблизительные сроки работ, которые не должны превышать 30 рабочих дней;
  6. оставить свои контактные данные для сообщения об окончании даты ремонта;
  7. осмотреть отремонтированную машину самостоятельно или с приглашенным специалистом;
  8. поставить свою подпись на акте приема –передачи или написать отказ в приемке при наличии претензий к ремонтникам;
  9. забрать машину или направить претензию в страховую компанию;
  10. если ремонт не закончен в 30дневный срок, также составляется претензия в СК;
  11. при отсутствии адекватной реакции от страховщиков гражданин получает право обратиться с исковым заявлением в суд.

В ходе общения с сотрудниками СТО необходимо помнить, что владелец автомобиля не обязан подписывать дополнительные соглашения, сметы или другие документы. Обычно в этих документах речь идет:

  • о продлении срока ремонта сверх установленного норматива;
  • о согласии на использование запчастей бывших в употреблении;
  • об увеличении стоимости работ сверх оплаченных за счет ОСАГО;

Также не нужно предъявлять претензии к СТО при затягивании сроков или плохом качестве ремонта. Вся ответственность возлагается на страховщика, который заключил договор с недобросовестной организацией.

Сроки проведения ремонта

Каждого водителя, оставшегося без колес, в первую очередь интересует вопрос, когда же он сможет снова сесть за руль своего авто. Чтобы посчитать предполагаемые сроки ремонта, необходимо сложить несколько этапов, на которые делится процедура возмещения по ОСАГО.

Первый законодательно установленный срок – это 5 дней, в течение которых участник ДТП должен обратиться в страховую компанию и предоставить пакет документов.

Следующий этап – это рассмотрение заявления в СК. Он длится 20 календарных дней. При расчете конечной даты необходимо учитывать нюансы:

  • отсчет начинается с момента предоставления всех документов, т.е. если заявитель доносил какие-либо справки по требованию страховщика, то срок начинается от даты регистрации последней бумаги;
  • из календарных дней исключаются праздничные дни, которые по закону объявлены выходными (обычные субботы и воскресенья считаются);
  • если достигнуто соглашение о ремонте на СТО, с которым страховая компания раньше не сотрудничала, то сроки продляются еще на 10 дней.

После получения направления начинается последний этап, отсчет которого идет с момента передачи транспортного средства в мастерскую. Количество дней, в течение которых страхователь должен предоставить машину, законодательно не регулируется и зависит только от желания и возможностей самого пострадавшего.

В мастерской автомобиль находится не более 30 рабочих дней. В количество не входят все выходные даты (субботы, воскресенья, праздники). Это максимальный срок ремонта, за превышение которого страхователю причитается неустойка в размере 0,5% от общей стоимости ущерба за каждый день задержки. Никакие ссылки ремонтников на отсутствие запчастей или другие причины не являются основанием для продления сроков.

Важно: нельзя подписывать никаких дополнительных соглашений, разрешающих увеличить продолжительность работ.

Как получить деньги вместо ремонта по ОСАГО

Возможность получить страховое возмещение в денежной форме ограничено законодательно. Существует перечень исключений, при которых страхователю перечисляется на счет или выдается наличными сумма ущерба.

Основной критерий – невозможность дальнейшей эксплуатации автомобиля страхователем по причине:

  • значительного ущерба техники, т.е. машина не подлежит восстановлению или ремонт обойдется дороже суммы страховки;
  • смерти или увечья страхователя, а также отсутствия наследников, готовых в дальнейшем пользоваться отремонтированным авто;
  • СК не может предложить ремонт в сервисе, который соответствует предъявляемым условиям. Например, авария совершена в другой местности и там нет станций, имеющих договорные отношения с конкретной страховой компанией (т.е. не соблюдается требование удаления до 50 км от места ДТП).

В каких случаях выплачиваются деньги по ОСАГО вместо ремонта

Допускается возможность обоюдного соглашения между страховщиком и страхователем о выплате компенсации в денежной форме. Чаще всего это касается новых автомобилей, которые зарегистрированы в населенных пунктах, не имеющих пунктов официальных дилеров. В этом случае страхователь получает денежную компенсацию и самостоятельно доставляет автомобиль в сервис.

Изначально имеют право претендовать на денежные выплаты:

  • инвалиды;
  • юридические лица;
  • собственники автомобилей, не попадающих в разряд легковых;
  • владельцы машин, зарегистрированных за пределами РФ, но имеющих российский полис ОСАГО.

Таким образом, несмотря на общий принцип замены денежной компенсации ущерба восстановительным ремонтом транспортных средств, у страховых компаний остается обязанность выплатить страховые случаи по полисам ОСАГО.

Сроки выплат

Положением ЦБ России №431-П установлены граничные сроки, в течение которых страховые организации имеют право рассматривать заявления о выплате возмещения. В п.4.22 этого Положения указано, что этот период ограничен 20 календарными сутками. В одни и те же сроки СК обязана выдать направление на ремонт или перечислить денежные средства.

Особенность денежной выплаты состоит в том, что за 20 дней нужно не только рассмотреть документы и принять решение, но и произвести банковский перевод или выдать средства наличными в кассе.

При несвоевременном выполнении организацией обязанностей по выплате, страхователь может претендовать на получение не только суммы страховки, но и неустойки. Пени начисляется на все дни задержки по 1% от суммы, причитающейся к выплате, за каждый день просрочки. Общая сумма ограничивается 50% от размеров ущерба. Для получения пени необходимо обратиться в страховую компанию с претензией. Если требования заявителя не выполняются, то конфликт решается в судебном порядке.

Как не доплачивать за ремонт по ОСАГО

Статья 12 Федерального Закона № 40 регулирует порядок оплаты ремонта транспортных средств в рамках ОСАГО.  Предусмотрены 3 варианта действий:

  • Если сумма ущерба меньше 400 000 рублей, то восстановление производится полностью за счет полиса. В эту сумму включаются расходы на экспертную оценку, эвакуацию транспорта, размер расходов на запасные части, оплату труда ремонтников;
  • При ущербе свыше 400 тыс.руб страховщики оплачивают сумму, предусмотренную полисом, а владелец транспортного средства — недостающую сумму. Такой вариант требует добровольного письменного согласия участника ДТП и решается индивидуально в каждом случае. СК или СТО не имеют права принуждать к такому решению вопроса;
  • Если предполагаемая стоимость ремонта превышает сумму ОСАГО, а у страховщика нет средств для доплаты, или он отказывается платить по другим причинам, то страховая компания обязана перечислить полную сумму страхового возмещения.

Нужно помнить, что по результатам ремонта владелец должен забрать машину в том же состоянии, в каком она была до аварии, т.е. не допускаются частичные работы в пределах предельной суммы.

Необходимо внимательно читать все документы, которые предлагаются на подпись в страховой компании и не подписывать никаких бумаг на СТО, чтобы в дальнейшем не оказалось, что часть работ необходимо оплатить самостоятельно, как не вошедшие в страховку.

Если машина на гарантии

Специальные правила ремонта предусмотрены для ремонта автомобилей, попавших в ДТП, если возраст не превышает 2 лет. Поскольку дилеры предлагают гарантийные обязательства сроком от 1 до 5 лет на продукцию различных производителей, то пострадавшая техника чаще всего на гарантии.

В любом случае СК не выдаст направление, так как транспорт ремонтируется у официального дилера.

Если 2 года истекли, а авто все еще на гарантии, то страхователь может ремонтировать транспортное средство на СТО, рекомендованной страховой компанией. Необходимо помнить, что каждая деталь, которая заменена в ходе ремонта, автоматически снимается с гарантии и при дальнейшей поломке за восстановление придется оплачивать самостоятельно. На детали и узлы, которые не затронуты во время ремонта, гарантийные обязательства продолжают действовать.

Что делать, если ремонт по ОСАГО сделали плохо

Результаты работ оценивает сам владелец транспортного средства. Для этого необходимо визуально оценить состояние машины, проверить работу в разных режимах. Если страхователь не уверен в собственных знаниях и способностях, он может пригласить стороннее лицо, способное проверить качество ремонта.

При неудовлетворительно выполненных работах владелец не должен подписывать акт приема- передачи. Он фиксирует выявленные огрехи и недоработки и обращается в страховую компанию с претензией. Именно страховщики отвечают за качество ремонта. Чтобы ремонтники или страховщики не могли отказать в претензии, так как нет доказательств, желательно сделать фото, как выглядит транспортное средство.

Что делать, если вы недовольны ремонтом по ОСАГО

В течение 10 дней СК обязана составить акт осмотра авто, в котором фиксируется состояние автомобиля.

Возможные результаты такой по рассмотрению претензии:

  • техники СТО исправляют выявленные недостатки;
  • СК пишет отказ на претензию;
  • получив отказ, страхователь обращается в суд с иском к страховой компании.

Судебные органы в соответствии со статьей 16.1 ФЗ № 40 обязаны отказать в рассмотрении иска, если отсутствует стадия досудебного (претензионного) рассмотрения вопроса.

Порядок обращения в суд с жалобой на страховую

Если страховщик и страхователь не пришли к соглашению, то гражданин может обратиться в суд.

Для этого составляется исковое заявление в порядке, предусмотренном ГПК. Если речь идет о значительной сумме, то желательно привлечь грамотного юриста.

При составлении иска необходимо:

  • определить точное наименование судебного органа ( по территориальному признаку и подведомственности);
  • оплатить госпошлину;
  • собрать комплект доказательных документов;
  • направить иск в суд и ответчику.

После рассмотрения иска в суде, заявитель получает право подать апелляцию, если считает, что исковые требования не удовлетворены.

Ссылка на основную публикацию