Нужна ли страховка на прицеп к легковому автомобилю

Автогражданская ответственность каждого водителя должна быть застрахована, подтверждением тому является действующий полис. Автоприцеп относится к таким средствам. Но не у каждого владельца авто есть информация о том, нужна ли страховка на прицеп.

Виды прицепов и особенности страхования

Чтобы разобраться, нужна ли страховка на прицеп к легковому автомобилю, надлежит обратиться к Закону «Об ОСАГО» от 25.04.2002 года № 40-ФЗ, нормам ПДД. Выделяют следующие виды прицепных устройств:

  • в виде платформы;
  • бортовые;
  • для самосвалов;
  • с тентом;
  • полуприцепы;
  • с одной осью, с двумя;
  • изометрические.

У автоприцепов своя грузоподъёмность. При весе более 750 кг, имеет свою система тормозов, не зависящая от «основного» ТС.

В Правилах прописано, что прицеп относится к транспортным средства, но без автономной двигательной системы. Ст. 4 Закона № 40-ФЗ гласит, что при движении легковой машины с автоприцепом, страховка отдельно на устройство для перевозки не нужна. Следовательно, на грузовой прицеп надлежит оформить соответствующую документацию. В Законе № 40-ФЗ прописано, что страховой документ должен содержать отдельную пометку о том, машина эксплуатируется вместе с устройством для перевозки грузов.

Нужно ли вносить отметку используется с прицепом в полис автомобиля

Если ТС используется с прицепом, в зависимости от грузоподъёмности автомобиля, нужно в ОСАГО поставить конкретную отметку. Так, если машина относится к типу грузовых, устройство для перевозки грузов надлежит страховать. В ст. 7 Закона № 40-ФЗ сказано, что при заключении обязательного соглашения на страхование водителя, управлять грузовым транспортным средством необходимо можно без отдельного страхового документа, но с пометкой в основном полисе.

При оформлении страховки, собственник грузового ТС предоставляет страховщику документацию на машину и на устройство для перевозки. Сведения об авто будут прописаны в полисе ОСАГО, а по автоприцепу появится отдельная «галочка» в соответствующем поле.

Надлежит разобраться, почему в страховых документах ставится «галочка», а не выдаётся отдельный полис. Существует множество грузовых автомобилей, некоторые из них относятся к категории тяжеловесных тягачей, оснащённых огромными прицепными устройствами для перевозки крупногабаритных и тяжёлых грузов (это фуры). Один и тот же тягач за один рабочий день может использовать несколько автоприцепов. Каждый раз менять документы неудобно. «Галочка» в установленном поле даёт право водителю тягача использовать любое устройство для перевозки грузов, не беспокоясь о наличии отдельного страхового документа.

В ОСАГО обязательно ставится отметка используется прицеп или нет

Нужен ли на прицеп техосмотр и диагностическая карта

Недавно, без пройденного техосморта машина не могла эксплуатироваться. В обязанности инспекторов ГИБДД входила проверка обязательного наличия талона, подтверждающего своевременное прохождение процедуры. В текущем, 2020 году такой законодательной нормы нет.

Кроме того, талон о прохождении машиной процедуры технического соответствия безопасным нормам эксплуатации теперь заменён диагностической картой. Выдаётся специализированными станциями технического осмотра. Обязанность по их проверке теперь относится к страховщикам. Если карты нет, машина не будет застрахована по ОСАГО.

На автоприцеп к легковой машине страховой документ не нужен. Следовательно, проводить обязательный техосморт и получать на руки диагностическую карту нет необходимости.

А что нужно оформить на прицеп обязательно

Устройство для перевозки грузов должно быть зарегистрировано в ГИБДД наравне с машиной. Имущественное право подтверждается СТС (свидетельство на авто). Должны обязательно присутствовать государственные номера, отличные от номеров «основного» автомобиля.

Не играет роли, с какой машиной будет использоваться прицепное устройство. Документы должны быть в порядке. Их имеет право проверить инспектор ГИБДД. За оформление взимается пошлина, но она ниже, чем при регистрации автомобиля:

  • выдача розовой пластиковой карточки (СТС) на автоприцеп стоит 500 рублей;
  • выдача номеров – 1 400 рублей.

То есть, регистрация автоприцепа владельцу авто обойдётся в 1 900 рублей. При подаче документов через Госуслуги и оплате пошлины онлайн, можно получить скидку.

Виды страховых полисов на прицепы

Транспортное средство в России может быть застраховано:

  • по ОСАГО – только ответственность водителя;
  • по КАСКО – от прочих рисков.

Отдельно оформлять ОСАГО на прицеп нет необходимости, но действие полиса, оформленного на «основной» автомобиль, распространяется и на прицепное устройство. То есть, если машина используется с автоприцепом, в наличии полис обязательного страхования, и происходит ДТП, водитель сможет будет освобождён от выплаты компенсации пострадавшим в аварии другим машинам (если он виновник, выплаты покроет страховка). Но свою машину и автоприцеп он будет ремонтировать за свой счёт. Эти правила распространяются на легковые и грузовые прицепные устройства.

Если же водитель желает, чтобы его автомобиль и автоприцеп были застрахованы от прочих рисков, а не только от выплат по ДТП (например, угона или последствий природных явлений), он можно добровольно оформить свидетельство КАСКО. Он стоит дороже, но и выплаты по нему больше.

Наличие ОСАГО является обязательным. За его отсутствие предусмотрен штраф. КАСКО оформляется добровольно. Если его нет, но есть ОСАГО, водитель к ответственности привлечён не будет.

Также выделяют полисы ОСАГО:

  1. Ограниченный. Содержит список лиц, которые имеют право на управление транспортным средством. Пополнить перечень можно в любое время, достаточно обратиться в страховую компанию с заявлением.
  2. Неограниченный. В документе нет списка, управлять ТС с автоприцепом может любой человек, имеющий водительское удостоверение соответствующей категории.

Неограниченный полис удобен юридическим лицам, в автопарке которых несколько машин с автоприцепом или без.

От каких рисков защищает страховка

ОСАГО страхует владельца и его машину от критических ситуаций, связанных с ДТП. Сюда включаются:

  • возмещение средств на лечение пострадавшего водителя;
  • возмещение средств на ремонт пострадавшего авто.

Страховым риском является наступление ответственности после совершения действий на дороге, которые стали причиной возникновения проблем со здоровьем, ремонтом машины третьих лиц.

ОСАГО должен быть у каждого водителя. КАСКО – добровольное страхование от следующих рисков:

  • хищение;
  • угон;
  • ДТП, которые не полностью «покрывает» ОСАГО;
  • действия третьих лиц, направленные на причинение вреда машине или автоприцепу;
  • стихийные бедствия;
  • прочее.

Каков период страхования

Застраховать автоприцеп можно на любой период, кратный кварталу. Если он будет использоваться только в течение одного сезона, то нет смысла тратить лишние деньги. Оформить полис можно:

  • на 3 месяца;
  • на полгода;
  • на 9 месяцев;
  • на год.

Минимальный срок страхования для граждан – 3 месяца, а для предприятий – полгода. Максимальный не может превышать одного календарного года. Чем меньше период использования ТС, короче период страхования, чем дешевле услуга.

Получение выплат при ДТП с участием прицепа

Если в аварии виновен водитель, управлявший машиной с устройством для перевозки грузов, выплаты пострадавшей стороне будут производиться в общем режиме. Водитель легковой машины не должен иметь специальных пометок об использовании прицепного устройства в документе на страховку быть не должно. Если машина грузовая, то в страховом свидетельстве должна стоять соответствующая «галочка». За её отсутствие собственник будет оштрафован как за отсутствие страховки.

Если ОСАГО правильно оформлено, и владелец является виновником ДТП, ущерб здоровью или имуществу оппоненту аварии возместит страховая компания. Если правила нарушены, то ремонтировать транспортное средство оппонента аварии виновник будет за свой счёт.

Получить выплаты по ОСАГО можно в следующих случаях:

  • в документе есть отметка об использовании грузового автоприцепа;
  • если машина легковая, отметок быть не должно, но страховка должна быть оформлена по всем правилам;
  • в ДТП с прицепом пострадали только 2 машины;
  • нанесён имущественный вред противоположной стороне.

Так как автоприцеп не является самостоятельным транспортным средство и не увеличивает число участников, можно оформить ДТП с помощью европротокола. Правила стандартные, как и при аварии без участия дополнительного устройства.

Ограниченный

В документе о страховании приведён список лиц, которые могут управлять данной машиной с автоприцепом. Если при ДТП выясниться, что водителем было лицо, не вписанное в полис, в выплатах будет отказано.

Неограниченный

Виновником аварии может стать любой человек, имеющий право на управление ДТП и весь комплект документов, включающий непросроченный полис автостраховки. При соблюдении правил оформления, в выплатах отказать не могут.

Как выглядит полис ОСАГО на прицеп

Стандартный полис ОСАГО на прицеп выглядит так:

Так выглядит ОСАГО для автомобиля с прицепом

Штрафы за отсутствие полиса

За отсутствие «галочки» в ОСАГО водитель должен будет заплатить штраф. Есть 3 основания для оформления протокола на уплату штрафа:

  • страховка не оформлялся вовсе – заплатить придётся 800 рублей;
  • документ о страховании у водителя есть, но у него истёк срок действия – к уплате та же сумма, потому что данное обстоятельство приравнивается к отсутствию страховки;
  • полис оформлен, но водитель не может его предъявить (например, забыл дома вместе со всеми документами на машину) – заплатить придётся 500 рублей.

Если машина относится к категории легковых, и отметки об использовании автоприцепа отсутствуют, привлечение к ответственности в виде считается незаконным. Выписанное постановление можно оспорить в судебном порядке или через вышестоящее отделение ГИБДД.

Если на автоприцепе отсутствуют государственные номера и нет документа о страховании, сумма к уплате будет в несколько раз больше. Если нарушение зафиксировано в первый раз, к уплате 2,5 тысячи рублей. При идентичном повторном нарушении придётся заплатить 5 тысяч рублей.

Стоимость страховки на прицеп

Оформить автостраховку можно у любого российского страховщика. На конечную стоимость влияют:

  • коэффициент КПр;
  • временной промежуток;
  • регион, в котором ТС состоит на регистрационном учёте.

Все страховые компании применяют стандартную формулу:

ССтр.=Тб * Кт * Кп, где:

  • ССтр – денежный эквивалент к уплате;
  • Тб – тариф, применяемый ко всем водителям;
  • Кт – показатель по территории;
  • Кп – коэффициент периода использования.

Дополнительные скидки за отсутствие аварий при страховании прицепа не применяются.

Заключение

Оформить автостраховку на устройство для перевозки грузов надлежит на грузовой автомобиль. Отдельно полис выдан не будет, но должна быть проставлена «галочка» в соответствующем поле.

Ссылка на основную публикацию